Минпромторг РФ предлагает покрыть затраты маркетплейсов на логистику и хранение товаров, однако, субсидии смогут получить не все (только Wildberries). В том числе не получат плюшек от государства популярные маркетплейсы. Кому принадлежат эти торговые площадки?
Министерство предложило выделить 1,5 млрд руб. на субсидии маркетплейсам в 2021-2023 годах (по 500 млн руб. ежегодно), уточнив, что деньги не смогут получить маркетплейсы с иностранным юрлицом в управлении. В этот список попадают Ozon, «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия».
К предложениям Минпромторга мы вернемся чуть позже, сначала обсудим торговые площадки.
Ozon
Юридическое название фирмы ‒ ООО «Озон Холдинг». По данным выписки из ЕГРЮЛ, принадлежит частной акционерной компании «Озон Холдингс Лимитед», зарегистрированной на Кипре.
Основные права управления Озоном ‒ у фонда «Бэринг Восток», который принадлежит американцу Майклу Калви. Именно его можно считать главным бенефициаром онлайн-ритейлера.
Кроме Ozon, фонд Калви осуществлял финансовые вливания в различные крупные проекты. В число самых прибыльных и популярных вошли: Вкусвилл, Familia, Яндекс, 1С, ivi, Тинькофф банк, Skyeng, СТС и др.
Второй хозяин Озона – владелец акционерной финансовой корпорации «Система» ‒ миллиардер Владимир Петрович Евтушенков (63 место в рейтинге Forbes за 2019 г.).
Яндекс.Маркет
Летом 2020 года Яндекс и Сбербанк объявили о закрытии сделки по Яндекс.Маркету. Яндекс выкупил у Сбербанка принадлежащую ему долю за 42 млрд рублей. Компании достигли соглашения насчёт другого совместного сервиса Яндекс.Деньги: теперь финансовым сервисом на 100% владеет Сбербанк — на 75% самостоятельно и на 25% через свою дочернюю структуру ООО «Цифровые активы».
То есть Яндекс.Деньги больше не принадлежат Яндексу.
А "Яндекс.Маркет" принаджлежит компании "Яндекс", которая на 67% принадлежит иностранному капиталу.
Почему Яндекс "не наш"?
Компанию "Яндекс" организовали русские математики Аркадий Волож и Аркадий Борковский. В своё время Аркадий Борковский выбрал теплое место в Калифорнии, работая наемным работником на компанию "Yahoo!". Он не выдержал очередного российского кризиса и уехал в США. Спустя некоторое время, Аркадий Волож позвонил Борковскому с предложением открыть компанию "Yandex.Labs" («yandex» — Yet ANother inDEXer («ещё один индексатор»)).
Так у "Яндекса" появилось свое отделение в Кремниевой долине, благодаря бывшему сооснователю.
Без денег не может быть никакого начинания, поэтому инженеры начали искать инвестиции, и они нашлись. Председателем совета директоров стал Альфред Фенотти, а затем затем Джон Бойтон.
Итак, получается, что компания "Яндекс" на 67% принадлежит иностранному капиталу. Аркадий Волож владеет 10 % акций, наследники Сегаловича владеют 2,5% акций, Владимир Иванов владеет почти 4% акции. Также часть акций принадлежит руководству "Яндекса".
AliExpress Russia
«AliExpress Россия» — это совместное предприятие, которое принадлежит Alibaba Group, Mail.Ru Group, «Мегафону» и Российскому фонду прямых инвестиций. Оно выполняет все бизнес-функции AliExpress на территории России.
Что касается новых предложений Минпромторга: с помощью субсидий ведомство планирует увеличить экспорт, так как сейчас маркетплейсы почти не продают продукцию местных поставщиков за рубежом. В 2019 году продажу таких товаров на внешних рынках запустил AliExpress, а Wildberries торгует ими в странах присутствия, преимущественно в СНГ. На экспорте из России исторически специализируется лишь американский eBay.
Субсидии стоит направить мелким поставщикам маркетплейсов, а не самим площадкам, прокомментировал инициативу Минпромторга президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
«Ограничение иностранного участия в маркетплейсах указывает на то, что инициатива создавалась исключительно ради Wildberries»,
«Едва ли не единственным возможным получателем этой субсидии остается Wildberries. Вопрос о справедливости такой адресной поддержки крупного частного бизнеса вместо помощи малому бизнесу остается открытым», — заявил другой источник издания на рынке электронной торговли.
Оборот российского рынка электронной торговли в первом полугодии 2020 года вырос на 50%, до 1,42 трлн руб., подсчитали в агентстве «Infoline-Аналитика». Во втором квартале крупнейшие маркетплейсы — Ozon и Wildberries — нарастили оборот на рекордные 188% и 123% соответственно.
Источник: Souzlegprom.ru