Есть ли альтернатива у отечественной fashion-индустрии?
Спикер форума 'BE IN OPEN' Наталья Чиненова
Главный консультант Fashion Consulting Group по бизнес-технологиям в ритейле, а также ведущий эксперт направлений «Франчайзинг» и «Дистрибуция»
В рамках пятилетнего плана, реализуемого правительством Китая, основной упор в производстве планируется сделать на сложные технологические товары, космическую отрасль, медицинскую, авиационную, энергосберегающую технику вместо легкой промышленности - одежды, обуви и других потребительских товаров, как было раньше. В связи с чем условия сотрудничества стремительно меняются.
В России наоборот в последние несколько лет политика направлена на развитие и поддержку швейной промышленности (например, льготное кредитование, субсидирование строительства и т.д.)
Преимущества переноса производства из Китая в Россию:
1. Логистика
Скорость доставки: | Стоимость доставки: | |
Китай | 10-45 дней | 7-10%, 23% госпошлина |
Россия | 1-7 дней | 0,1% - 1% |
2. Удобство коммуникации - единство языка и общий культурный код создают ощущение более чёткого понимания друг друга:
- для работы со странами ЮВА необходим переводчик и агент;
- в России с основными коммерческими вопросами можно разобраться самостоятельно;
3. Уровень заработной платы рабочих швейных фабрик, как одна из составляющих себестоимости продукции:
- в Китае это 3,5-4$ в час;
- в России дешевле: 2,5 - 3,5$ в зависимости от региона, где расположено швейное производство
Для справки: заработная плата швеи составляет от 10 до 15% от себестоимости единицы товара.
В Китае все активнее продвигаются ценности, связанные с образованием, благодаря чему молодежь уже не стремится работать на фабриках - она хочет строить более серьезную карьеру, владеть и управлять фабриками, возникает дефицит рабочей силы.
В России же наличие производства в небольшом региональном городе - это рабочие места и поддержка местного населения.
В свою очередь, многие российские фабрики не уступают по технологической оснащенности и организации бизнес-процессов европейским или китайским производствам, например:
- Solstudio Industry Москва,
- MELADO (швейная фабрика Пике) Чебоксары,
- Шуйские ситцы - Ивановский кластер,
- швейный цех MIO - Балашиха,
- многие другие.
Ценообразование на фабрике зависит от многих факторов, в том числе от стоимости полотна, партии товаров, сложности обработки и др. В виду чего производство товаров в Китае значительно дешевле, чем в России. Например, базовые футболки из трикотажного полотна в Китае обойдутся минимум в два раза дешевле (цена за 1 шт в таблице ниже).
Китай | Регионы РФ | СПБ | МСК |
75р | 150 р | 230 р | 270 р |
С учетом налогов и доставки товары из Китая уже не так выгодны, как несколько лет назад, однако, все еще конкурентоспособны и привлекательны для российского производителя
Несмотря на высокую стоимость конечного продукта, одежда российского производителя сегодня имеет ряд преимуществ.
Пять преимуществ одежды российских производителей:
1. Высокое качество материалов;
2. Высокое качество посадки;
3. Высокое качество пошива;
4. Добротная фурнитура;
5. Конкурентоспособная, относительно низкая стоимость производства.
Основные преимущества производства одежды в России:
1. Необходимость оперативного и быстрого пошива продукции (fast fashion);
2. Возможность оперативного контроля и внесения изменений;
3. Небольшие партии товаров (до 50 единиц на модель);
4. Скорость доставки.
Основные проблемы производителей России:
1. Отсутствие комплектующих российского производства:
- нет производителей тканей и полотен, нет качественных российских красителей;
- нет производителей фурнитуры и фурнитуры тоже нет;
- нет производителей качественных швейных машин;
2. Все материально-техническое обеспечение приходится закупать в ЮВА или Европе:
- для создания складского запаса материалов требуются постоянные инвестиции (кредитование под любые проценты в сезон заказа тканей);
- увеличиваются сроки производства (на срок исполнения заказа и доставки);
- повышается стоимость изделий (таможенная очистка и логистика);
3. При гораздо более высоком качестве цены становятся не конкурентоспособными;
4. На рынке труда отсутствуют грамотные конструкторы, технологи, швеи;
5. Отсутствует цивилизованный рынок размещения заказов (нет единой интернет-платформы, нет агентств и нормальной коммуникации между производством и заказчиком);
6. Гиганты fashion-индустрии готовы размещать заказы по демпинговым ценам, ниже себестоимости товаров;
7. Для обеспечения бесперебойной загрузки производства приходится придумывать собственные торговые марки и пытаться их продавать самостоятельно;
8. Маркетплейсы и вещевые рынки негативно влияют на сбыт готовой продукции.
Наталья Чиненова отметила, что "полностью производство из Китая не переедет никогда - не стоит на это рассчитывать"!
Однако россиянам стоит обратить внимание на развитие собственной легкой промышленности. В стране сегодня есть целый ряд прекрасных высокотехнологичных фабрик, а качество одежды признано во всем мире.
Проблемы же нужно решать. Многие из них не зависят ни от государства, ни от налогов. Например, вопрос культуры общения с клиентом.
Перспектива у отечественного производства есть!
О выступлениях других спикеров форума BE IN OPEN можно почитать здесь.