29 мая 2020 г. в Министерстве сельского хозяйства России в режиме видеоконференции состоялось совещание на тему: «О развитии производства, переработке и сбыте льна, шкур и шерсти, а также укреплении их экспортного потенциала».
В работе совещания, проведенного под руководством первого заместителя министра сельского хозяйства РФ Джамбулата Хатуова приняли участие президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин, директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич, председатель Совета директоров АО «Русская кожа» Игорь Сурин, другие представители профильных предприятий и эксперты.
Обсуждались вопросы комплексного развития профильных отраслей, обеспечивающих сырьевой базис легкой промышленности. Актуальность этих вопросов, как отмечалось на совещании, обусловлена целевыми государственными программами по развитию импортозамещения сырья и готовой продукции.
Джамбулат Хатуов и другие участники совещания констатировали определенное улучшение ситуации в этих отраслях за последние 2 года в связи с реализацией соответствующих инвестиционных проектов, расширение мер поддержки производителей означенных видов сырья со стороны государства и региональных администраций.
Также производители льна имеют возможность получать инвестиционные кредиты и субсидии на строительство объектов по первичной переработке и приобретение высококачественных семян.
- Эти меры позволили увеличить посевные площади под лубяными культурами в 2019 году на 6,1 тыс. га – до 50,6 тыс. га.
- В текущем году, по предварительной оценке, будет собрано порядка 48 тыс. тонн льно- и пеньковолокна.
В то же время, реальные объемы этой поддержки (например, по погектарным дотациям в льноводстве) остаются существенно ниже в сравнении с требуемыми. Как и в сравнении со странами дальнего зарубежья, являющимися основными производителями и экспортерами шерстяного сырья, длинного льноволокна, кожсырья (например, в сравнении с КНР, Западной Европой, Канадой, Австралией, Новой Зеландией).
Кроме того, среди актуальных задачи по пороблематике тех же отраслей, требуются обновление производственного оборудования в тех же секторах АПК, увеличение размеров субсидирования процентных ставок по кредитам для предприятий и компаний, задействованных в соответствующих отраслях.
По словам Д. Хатуова, в рамках мер господдержки 26 субъектов Федерации получают субсидию на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, а 15 субъектов – на производство и реализацию качественной шерсти. Ведомство продолжит работу по сохранению и совершенствованию существующих мер господдержки с учетом перспективы развития подотрасли на ближайшие 10 лет.
- Актуальным вопросом остается организация рынков сбыта и соблюдение необходимого качества сырья.
Вместе с тем, как указывалось на совещании, на фоне пандемии коронавируса в ряде регионов предприятия легпрома существенно сократили приобретение отечественного сырья. Ведомство проводит комплексный анализ проблем взаимодействия производителей сырья и переработчиков.
Наличие упомянутых и смежных вопросов, по мнению бизнес-сообщества и отраслевых экспертов, - основная причина ситуации, в которой, к примеру, урожайность лубяных культур и товарные объемы настрига шерсти высокого качества пока еще существенно отстают от потребностей перерабатывающих производств. Даже в условиях снижения платежеспособного спроса.
Логистика, да и сама система доведения сырья до предприятий тоже требуют корректировок. Нацеленных, прежде всего, на прямые ("беспосреднические") производителей сырья переработчикам.
Негативно сказывается также - особенно в кожевенной подотрасли - сохраняющийся высоким уровень контрафактной, при том демпинговой продукции на внутреннем рынке. Что, естественно, снижает конкурентоспобность отечественных производителей качественной продукции.
Эти и другие факторы, сдерживающие устойчивое развитие сырьевого комплекса легпрома, подробно иллюстрируются на примере шерстяной отрасли.
Натуральная шерсть (в основном, овечья), как отметил Андрей Разбродин, остается ключевым сырьевым ресурсом для основных предприятий отрасли:
- Брянский камвольный комбинат,
- Павлово-Посадский камвольный комбинат,
- Свердловский камвольный комбинат,
- Троицкая шерстяная фабрика,
- Пушкинский текстиль,
- Моршанский комбинат.
Их совокупная потребность в качественной отечественной шерсти - прежде всего, тонкой (тонина шерсти - менее 25 мкм) мериносовой - составляет не менее 7-8 тыс. тонн мытой.
Но при среднем по стране выходе мытой шерсти из немытой - около 50%, - это означает, что должно быть получено 16-17 тыс. тонн немытой шерсти.
В овцеводстве РФ в настоящее время имеется поголовье в 24 млн. голов. Как пояснил президент СОЮЗЛЕГПРОМа, с учетом породного состава отечественного овцеводства, "можно сказать, что примерно 11-12 млн. голов овец дают шерсть тонкую, а из этого поголовья, лишь менее половины производят настоящую мериносовую шерсть".
В рамках этих факторов, экспертно можно предположить, по словам А.Разбродина, что предприятиям шерстяной отрасли не удастся обеспечить свои спрос на упомянутые 7 - 8 тыс. тонн высококачественной мытой шерсти. А большая заготовленной шерсти уйдет за рубеж. И только малые объемы останутся у посреднических фирм для последующей перепродажи текстильщикам.
В то же время, как отметили А.Разбродин и ряд других участников совещания, государственная система определения качества отечественной шерсти в стране поныне отсутствует. Хотя в 2019 г. в Подмосковье появилась первая лаборатория, позволяющая международно признанными методами определять основые 6 параметров качества шерсти.
Но эта лаборатория пока не опирается на объективную систему отбора проб в регионах заготовки, а в самой лаборатории таких средств нет. Поэтому в текущем заготовительном сезоне результаты сертификации шерсти в этой лаборатории не могут быть получены.
Оценки и рекомендации, высказанные в ходе состоявшегося совещания, в обобщенном виде будут вскоре представлены руководству Минсельхоза РФ и другим профильным ведомствам и отраслевым ассоциациям.
В завершении мероприятия Д.Хатуов напомнил, что министерство инициировало обращение в Минпромторг РФ для дальнейшей совместной разработки мер господдержки предприятий легпрома. Предложения по каждой подотрасли, озвученные в ходе совещания, профильные ведомства обсудят с привлечением экспертов и представителей предприятий уже на следующей неделе.
Источник: Souzlegprom.ru