Правительство улучшит условия получения транспортных субсидий для экспортеров промышленной продукции
Правительство смягчило правила получения транспортных субсидий: с 2023 года увеличиваются лимиты логистических субсидий для экспортеров промышленной продукции - с 11% до 25% от стоимости продукции. При этом в денежном выражении выплаты снижаются с 500 млн руб. на одну компанию в год до 300 млн руб.
Принятым постановлением также расширен список отраслей, которым доступна эта льготная программа, - в нее возвращена металлургия, сняты ограничения и для лесопромышленного комплекса.
Одновременно принятым документом упрощена сама процедура получения субсидий.
Правительство утвердило обновленные правила предоставления компенсаций на транспортировку за рубеж высокотехнологичной промышленной продукции - условия оказания такой поддержки расширены.
Речь идет о субсидиях на транспортировку отечественной продукции, которые позволяют компенсировать до 80% фактически понесенных логистических затрат. Оператором программы является Российский экспортный центр (РЭЦ).
Как сообщил вчера премьер-министр Михаил Мишустин, в 2022 году на эти цели предусмотрено 8 млрд руб.
Как следует из принятого постановления правительства, ключевое изменение касается увеличения возможных лимитов компенсаций - если сейчас они ограничены 11% от стоимости транспортируемой продукции, то с 2023 года они повышаются до 25%.
При этом предельный размер выплат сокращается - если сейчас одна компания может рассчитывать на субсидии до 500 млн руб. в год, то со следующего года речь будет идти о 300 млн руб.
Для получения выплат объем поставок в 2022 году должен минимум в девять раз превышать объем компенсации, а с 2023 года - хотя бы вчетверо.
Компенсироваться теперь будут затраты на транспортировку не только силами российских перевозчиков, но и иностранных. Временно вводятся и процедурные послабления - до конца 2024 года приостанавливается проведение конкурсов на получение компенсаций.
По словам Михаила Мишустина, компаниям не потребуется заранее подавать заявку с указанием планируемого объема перевозок и проходить сложную процедуру отбора - все документы можно будет предоставить по факту поставки продукции на внешние рынки.
Приоритеты расставлены в самом постановлении: 40% субсидий с 2023 года планируется распределить в пользу машиностроения, 30% - среди предприятий сферы минеральных и химических удобрений, лесопромышленного комплекса (ЛПК), а также металлургии (эту отрасль исключили из программы в 2021 году).
На оставшиеся 30% смогут рассчитывать компании в сферах фармацевтической и косметической, химической и легкой промышленности, а также иных отраслей.
Отметим, до сих пор распределение исходило из того, что на половину субсидий могли претендовать предприятия машиностроения, на 30% - химического и лесопромышленного комплекса, а оставшиеся 20% распределялись между другими отраслями, включая фармацевтику.
При этом, как сообщали ранее в Минпромторге, в этом году часть предприятий ЛПК (производители фанеры и OSB-плит) были де-факто отрезаны от субсидий - в силу введенного в 2021 году положения, не позволяющего выделять субсидии лесопромышленникам, продукция которых подорожала более чем на 30%.
Ведомство тогда заявляло о проработке возможности возврата поддержки для таких предприятий - в новой версии документа подобных ограничений не предусмотрено.
В Белом доме рассчитывают, что нововведения будут способствовать росту несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ).
По итогам 2021 года его объемы выросли на 37% по сравнению с 2020-м - до $193 млрд. В этом году РЭЦ фиксировал положительную динамику, отмечая падение по некоторым отраслям из-за нарушения логистических цепочек (сейчас власти не раскрывают статистику внешнеэкономической деятельности).
Как сообщили "Ъ" в РЭЦ, в 2021 году субсидии получили 400 компаний на 18,6 млрд руб. - теперь поддержка "станет доступнее" и позволит "компаниям перестраивать логистические цепочки и искать новые рынки для продукции в новых условиях". В Минпромторге пересмотр параметров субсидий объяснили "кратным" ростом стоимости логистики "даже в сравнении с временами жестких ковидных ограничений".
Эксперты в целом изменения поддерживают, добавляя, что в условиях ограниченности сбыта эффективность меры сложно оценить в полной мере - как отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко, российская продукция теперь может продвигаться только на рынках дружественных стран, где ей приходится сталкиваться с серьезной технологической конкуренцией национальных инновационных компаний, которые пользуются интенсивной господдержкой, в особенности - в Китае и в Индии.
Правительство развернуло программу транспортных субсидий для промышленных экспортеров в сторону большей доступности.