Протесты и баррикады блокируют розничную торговлю даже самых известных брендов.
Для Анны Ли шоппинг в Гонконге уже не то беззаботное развлечение, каким она занималась раньше. 21-летняя студентка из Южного китайского города Шэньчжэнь каждые две недели переезжала через границу, чтобы купить всё: от косметики до брендовой одежды. Этим летом она съездила на шоппинг только один раз, ”потому что мой парень умолял меня не делать этого". Он боялся, что девушка столкнется с протестами, которые уже сотрясали Гонконг больше месяца.
То, что началось как протест против спорного закона, стало движением против захвата Китаем бывшей британской колонии. Демонстрации распространились по всему Гонконгу, включая главные торговые районы, которые оказались среди баррикад. Розничные продажи упали сильнее, чем ожидалось в июне, а владельцы магазинов сообщают, что число туристов сократилось на 50% в прошлом месяце.
Мировые бренды – от Levi Strauss & Co. до Ralph Lauren Corp.и Prada SpA – отмечают снижение продаж, поскольку протесты, которые не показывают никаких признаков ослабления, заставляют магазины закрываться.
”В Гонконге сложно", - сказал Андре Хоффманн, заместитель председателя L'Occitane International SA, в рамках телефонных переговоров с аналитиками на прошлой неделе. "Мы потеряли несколько торговых дней в квартале из-за протестов. Расходы китайских туристов в магазинах сократились - все это очень плохой коктейль для нашего бизнеса.”
Во втором квартале года продажи компании в городе снизились на 19 процентов. Также о финансовых убытках сообщили такие бренды как Prada, Cartier и Swatch Group AG.
Гонконгская Ассоциация розничного управления спрогнозировала двузначное падение продаж летом 2019 года и заявила, что некоторые розничные торговцы считают сокращение рабочих мест неизбежным, если ситуация ухудшится.
Гонконгские ритейлеры в прошлом продемонстрировали устойчивость, быстро оправившись от протестов 2014 года. Это было движение, известное как Occupy, которое длилось почти три месяца, но было менее конфронтационным. Ситуация на этот раз хуже, поскольку протесты проходят на более широкой территории.
По словам Анни Цзе, председателя Ассоциации розничной торговли Гонконга: "Даже если вопрос будет решен, отрасли нужно время, чтобы восстановиться, а туристам нужно восстановить доверие к Гонконгу”.
Расположенный на полуострове в нескольких минутах езды на поезде от Гуандуна, самой густонаселенной провинции Китая, Гонконг уже давно является воротами в Китай и популярным местом отдыха для растущего потребительского класса.
В свою очередь, средства массовой информации Китая избирательны в освещении демонстраций. Город является ключевым транспортным узлом и местом остановки для азиатского региона, а материковый Китай на сегодняшний день является крупнейшим источником посетителей.
Levi's
В то время как протесты распространялись, а демонстранты штурмовали городской законодательный орган и проводили сидячие забастовки в аэропорту, компания Levi's не смогла открыть сразу несколько магазинов и приняла решение вовсе не открывать их до окончания беспорядков.
Hugo Boss
Hugo Boss AG уже закрыл магазин в аэропорту и еще один в одном из торговых центров Гонконга.
"Протесты не идут нам на пользу", - сухо сообщил главный финансовый директор Ив Мюллер.
Ralph Lauren
У Ральфа Лорена есть три магазина в непосредственной близости от основных зон протеста, и генеральный директор Патрис Луве также сообщил, что выручка падает.
Даже Макао, игорный анклав в нескольких минутах езды на пароме, видит влияние, а аналитики связывают неожиданное падение июльского игрового дохода казино с протестами.
Какие протесты?
Основная часть путешественников старается избежать остановки в Гонконге, однако, не все туристы готовы покинуть город.
Чан, 36-летний путешественник из Чжуншаня (соседняя провинции Гуандун), был в Гонконге на этой неделе для однодневной поездки. Протесты его не смутили. ” Я не боюсь, мы все китайцы", - сказал Чан и показал в паспорте свою фамилию. - Чего тут бояться?”
Другие приезжают с материка, мало что зная о продолжающихся беспорядках. Тем самым подчеркивая контроль, который Пекин осуществляет над средствами массовой информации и публичным дискурсом Китая.
Линь Цанью, 27-летний учитель, приехавший из Хунаня в Южный Китай за продуктами и косметикой, узнал о демонстрациях только после прибытия: "какие протесты? Я никогда не слышал ни о каких протестах.”
Внутренний рынок
В Гонконге может быть потенциал роста для розничных торговцев, если волнения продолжат распугивать покупателей. Сам Китай становится самым значительным потребительским рынком для ряда крупных мировых брендов.
"Единственная хорошая новость заключается в том, что если в Гонконге становится меньше китайских туристов, то они покупают товары на местном рынке”, - сказал Жан-Поль Агон, генеральный директор косметической фирмы L'Oreal SA. "Думаю, это скорее попутный ветер, чем встречный.”
Меньшее количество туристов-покупателей в Гонконге может также предвещать большие скидки. Анна Ли нашла выгодные предложения в Монг Коке, главном торговом районе Коулуна.
"Я попала на крупную распродажу от Bossini", - сказала она, имея в виду гонконгского ритейлера одежды. Девушка купила одежду дешевле, чем она продается на китайском портале электронной коммерции Taobao.