Мода эпохи Средневековья и видео-экскурсия по музею орудий пыток Генуэзской крепости
История человечества - непростой путь, который часто петляет от прекрасного к ужасному, от возвышенного к земному, от приятного к отвратительному. Средневековье является одним из тех периодов, который отчетливо это доказывает.
В это время человечество дает волю темным сторонам личности, порокам и желанию властвовать. Это заметно в архитектуре, живописи, в манере одеваться... и в способах наказания за провинности. Забегая вперед, отметим, что попасть в камеру пыток девушка могла даже за то, что не убрала волосы под специальный головной убор.
Предлагаем сначала обратить внимание на моду, а затем перейти к специальному репортажу для Procapitalist.ru из Музея «Орудия пыток Средневековья» Генуэзской крепости. (Для тех, кто хочет сразу оказаться в музее - видео доступно по ссылке)
Стиль готика в европейском искусстве и костюме появляется в XIII-XV вв. Именно в этот период возникает и само понятие моды в одежде.
До XIII века европейский костюм еще походил на одежды Древнего Рима и Древней Греции. Это были платья-рубашки, достаточно однотипные, как в мужском гардеробе, так и в женском. Однако в период готики мода резко меняется. Во-первых, одежду начинают кроить. Считается, что все виды кроя одежды появились именно в XIII-XV вв. Во-вторых, появляются и определенные тенденции в моде, которым стремятся следовать люди высших сословий по всей Европе.
Так, мода XIV-XV веков распространяется по всей Европе из Бургундии. Именно Бургундский двор считается первым центром формирования моды в одежде. Особенностями бургундской моды являлись:
• облегающие и сковывающие движение одежды,
• очень длинные рукава,
• длинные носки туфель,
• причудливые по своей форме разнообразные головные уборы.
Также именно в XIII-XV веках костюм начинает явно разделяться на мужской и женский. При этом законодательно служителями церкви запрещается мужчинам и женщинам под страхом смерти наряжаться в костюмы противоположного пола. Когда Жанну д’Арк осудили быть сожженной на костре, одним из пунктов обвинения также значилось то, что она носила мужской костюм.
Существовали и строгие правила, предписывающие, как следует носить одежду. Церковь в Средние века в Европе была сильна и влиятельна. За отсутствие головного убора у горожанки или же за выбившуюся из-под головного убора прядь волос, ее могли обвинить в колдовстве и отправить на костер.
И не только на костер! Подробнее об этом в видео-экскурсии по музею орудий пыток Генуэзской крепости, в конце страницы
Все женщины Средневековья обязаны были прятать свои волосы. Единственное, в XIII-XV веках уже можно было оставлять небольшую прядь волос, которая в виде колечка была уложена надо лбом. Также в это время послабления коснулись и аристократии, для них головной убор уже не всегда был обязательным.
Головные уборы были высокие, сложные и самой разнообразной и странной формы. В основном это были чепцы. Женщины носили эннен (эннин) – вытянутый длинный заостренный на конце головной убор. Эннен обычно носили с платьем роб и покрывали сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф.
Еще один головной убор – двурогий чепец – головной убор с двумя рожками по бокам, сверху на него также надевали покрывало. В Германии был популярен головной убор крузелер – полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок.
Помимо чепцов носили и платки. К примеру, барбетт – платок из белого плотна, окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь.
В женской моде готического стиля идеальным считался s-образный силуэт костюма. Верхняя часть платья зрительно укорачивалась за счет завышенной линии талии и низкого декольте.
При этом оставлять декольте открытым было непозволительно. И, к примеру, в самом модном в XIV-XV вв. платье роб декольте прикрывалось вставкой из дорогой ткани, очень часто прозрачной. Такую вставку церковники называли «дьявольское окошко». Нижняя же часть платья наоборот удлинялась за счет многометрового шлейфа – чем длиннее шлейф платья, тем знатнее дама, надевшая его.
К слову, вся одежда Средневековья шилась из ярких тканей – красных, синих, зеленых, желтых цветов. Очень часто в одежде сочетались противоположные цвета, к примеру, цвет плаща синий, а его подкладки – красный.
Сверху на платье женщины надевали сюрко, пришедшее еще из раннего средневековья, либо упелянд – новинку готики. Сюрко – это верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счет вставных клиньев нижней частью.
В период готики появляются и первые корсеты. Корсеты были с металлическими конструкциями и их целью было придать женской фигуре s-образный силуэт с животом, словно у беременной женщины. В те времена существовала мода на беременность. Также, следуя данной моде, под платье на живот женщины могли подкладывать и небольшие подушечки, чтобы придать животу более округлую форму.
Впрочем, черти, видимо, катались не только на шлейфах женских платьев, но и в самих девичьих сердцах, ибо слишком уж много способов было придумано для того, чтобы их изгонять.
Подробнее об этом в видео-экскурсии по Музею орудия пыток Генуэзской крепости специально для Procapitalist.ru. По техническим причинам видео временно работает по ссылке.
Скоро мы починим встроенный видео-плеер. Спасибо за понимание, приятного просмотра :)
По материалу www.mylitta.ru