Заглянув сегодня на наш форум обнаружил интересный спор о швейном оборудовании в котором упомянули имя одного очень известного в швейной отрасли человека, а именно Александра Анатольевича Ганулича и одну из его статей посвящённую выбору швейного оборудования для производства, которую я вам и хочу предложить прочитать.
«Если на клетке с буйволом увидишь надпись «тигр» -
не верь глазам своим»
К.Прутков «Сочинения»
"Взяться за настоящие заметки автора заставил информационный беспредел, навязчивая реклама и откровенно лживые утверждения определенной части российских поставщиков промышленных швейных машин. Сейчас их стало много, видимо, больше чем требуется рынку, и в ход для выживания пошли запрещенные приемы и обманные методы.
Интересно сталкиваться с фирмами, утверждающими, что они более 10 лет присутствуют на российском рынке промышленных швейных машин. Точно знаю, что на деле количество таких фирм не превышает десятка. Остальные либо лгут, либо включают в свой стаж те годы, когда они были швейными ателье или кроватными мастерскими. Поставкой швейных машин на самом деле они занимаются 2-3 года. Толчком к их возникновению стал дефолт 1998 года и последовавшее за ним кратковременное оживление легкой промышленности. Однако рост быстро сменился падением производства (более чем на 20% за последние 9 месяцев), и новоявленные поставщики запаниковали. Рынок заполнило оборудование «секонд хенд» многочисленных закрывшихся швейных и трикотажных производств. Сбыт новых машин затруднился.
Смотрите, кто пришел! Еще десять лет назад в России проблемы выбора промышленного швейного оборудования не существовало. Небедный потребитель мог закупить оборудование либо немецкого производства («Пфафф», «Дюркопп»), либо японского («Джуки», «Бразер», «Пегас», «Ямато»). При стесненных денежных обстоятельствах фабрика покупала оборудование заводов в Подольске или Орше. Других вариантов просто не было.
За последние годы ситуация резко изменилась. В страну начало поступать оборудование из стран Юго-Восточной Азии, в частности, из Южной Кореи и Тайваня («Кингтекс», «Сируба», «Сан Стар», «Такинг»). Качество машин было приемлемым, цены практически вдвое ниже, чем у ведущих фирм. Да, это были копии, да, они на десять лет отставали от новейших технических решений, но их качество в сочетании с ценовыми показателями делало их конкурентоспособными. Более того, некоторые гранды швейного машиностроения продавали эти машины под своими марками.
Затем пошел поток машин из Китая. Сначала он был невелик. В основном продавались оверлоки, переделанные в бытовой вариант. Машины поражали двумя показателями: очень низкими ценами и еще более низким качеством. В 1997 г. наша фирма специально закупила образцы машин нескольких китайских заводов для испытаний. Результаты были неутешительными. Более или менее сложные машины невозможно было заставить шить без замены основных рабочих органов (петлителей, челноков), на фирменные аналоги. При более или менее интенсивной работе машины выходили из строя через 3-4 месяца, причем, срезались внутренние шестерни главного вала, появлялись люфты во втулках, подшипниках скольжения.
Промышленный бум или «большой скачок»? В начале промышленного бума в Китае более десятка заводов, производящих машины и инструмент для сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, практически одновременно начали изготовлять промышленные швейные машины. Естественно, требования по качеству металлов, точности обработки, чистоте поверхности, режимам термической обработки существенно отличались от требований к привычной для них продукции и повсеместно не выдерживались. Более того, дело доходило до изготовления машин в кустарных условиях при соответствующем качестве.
У европейских и российских покупателей не укладывается в голове, что швейные машины можно производить не на заводе. А как? Автору этих строк довелось побывать на одном предприятии в Юго-Восточной Азии, выпускающем промышленные швейные машины. Завода там не было. Машины изготовлялись в двенадцати маленьких мастерских. Первая из них представляла собой двор под открытым небом, в углу которого помещалась обмазанная глиной печка, в которой варился чугун. Это очень напоминало Китай времен «большого скачка», когда в каждом китайском дворе должна была присутствовать маленькая домна. Естественно, никакого контроля качества чугуна не производилось. Когда шихта расплавлялась, к печке подходил сталевар в шляпе и набедренной повязке, зачерпывал порцию чугуна ковшиком на длинной рукояти, нес его в противоположный угол двора и выливал в земляные формы. Остывшая отливка извлекалась из земли. Сами производители уверяли, что в чугун добавлялись вещества для старения металла, чтобы избежать усадки отливки после станочной обработки. Но до конца этого сделать не удавалось из-за нарушения рецептуры. В сборочной мастерской на двух длинных верстаках машины собирались по методу индивидуальной подгонки, а затем ставились на обкатку, так как главные валы проворачивались с большим трудом. Для обкатки использовалась главная ременная передача, которая у нас в стране пропала практически сразу в послевоенные годы. Рабочие, занятые на производстве, работали там с малолетства, причем, умели изготавливать только одну деталь, например, игловодитель. Наиболее способные из них становились мастерами к 20-25 годам и умели изготовлять уже несколько деталей. Примерно так же выглядели и другие мастерские, например, покрасочная. Не хочу утверждать, что все китайские машины производятся в таких условиях, но определенная часть из них - безусловно.
Китайские заводы, естественно, не утруждали себя собственными разработками. Они просто копировали машины известных брендов, в основном «Джуки», «Бразер», «Мицубиси», «Пегас». Будем в дальнейшем называть такие машины китайскими машинами, чтобы отличить от другой группы машин, о которой мы поговорим ниже.
Мировые бренды с китайской пропиской. Несколько лет назад гранды швейного машиностроения обратили пристальное внимание на возможности инвестиций в китайскую экономику. Вполне четкие экономические правила, гарантии государства по защите инвестиций, низкая оплата труда и низкие налоги привели к тому, что фирмы «Джуки», «Бразер», «Зингер» открыли в Китае собственные заводы, вложив в них солидные денежные средства. На этих заводах на ключевых позициях контроля качества работают специалисты фирм, производства оснащены современным оборудованием, строго выдерживается технология швейного машиностроения. Естественно, качество изделий, изготовляемых на таких предприятиях существенно выше, чем качество китайских машин, и зачастую не уступает качеству других машин этих фирм, произведенных в Японии. Будем называть такие машины «швейными машинами известных фирм, произведенными на китайских заводах».
Рекламные фокусы. В результате для поставщиков китайских промышленных машин создалась просто уникальная возможность для рекламной, скажем так, мистификации. Логика ее напоминает фразу из бессмертного произведения Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «Эти свиные колбаски я могу поставлять в неограниченном количестве, потому как лошади часто ломают ноги».
В рекламной политике поставщиков китайских машин очень популярен и внешне очень выигрышен такой тезис. Вы покупаете то же оборудование «Джуки» или «Бразер», но не платите диких «накруток» проклятым капиталистам за имя, имидж, не кладете им лишние деньги в карман. В нашем народе очень глубоко сидит желание наказать капиталистов, обмануть их и остаться в выигрыше. Останетесь ли вы в выигрыше? Поставщики почему то забывают сообщить, что вы получаете не машину фирмы «Бразер» или «Джуки», а получаете их копию. Гарантий качества этой копии не дает никто. Все-таки честнее, если эта копия идет под именем своего производителя - «Типикал», «Джемси», «Зейя», «Шангонг». Часто на такой копии вы найдете имя, например, «Джуки». В таком случае вы имеете дело с контрафактной продукций, с экономическим преступлением, причем, фирма «Джуки» в настоящее время ведет несколько арбитражных дел против китайских производителей.
Явно обманывают вас поставщики, говорящие, что их продукция с того же завода, который поставляет оборудование «Джуки», «Пегас», «Бразер», только под другим именем. Да, перечисленные фирмы имеют свои заводы в Китае. Например, завод компании «Джуки» в Шанхае называется Juki (Shanghai) Industrial Co., Ltd. В Шанхае более десятка заводов, выпускающих промышленные швейные машины, поэтому соблазнительно сказать, что все машины из Шанхая идут с завода компании «Джуки», но это явный обман. Например, машины с маркой «Шангонг», про которые ходят утверждения, что это «переодетые» «Джуки», выпускаются на заводе ShangGong Group Co., Ltd, который никакого отношения к фирме «Джуки» не имеет, кроме того, что на нем выпускаются плохие копии фирменных машин.
Еще один «тонкий» прием - давать своей продукции названия, созвучные с известными фирмами-производителями швейных машин, например, «Ямата» вместо «Ямато», «Синджер» или «Цингер» вместо «Зингер» и т.д.
Правда о цене и о качестве. Почему оборудование ведущих фирм дороже, чем машины фирм-копировальщиков? Неужели вас заставляют платить только за имя? Нет! Вы платите за высшее качество и долговечность машин, вы платите за новейшие технические решения, поднимающие производительность труда на фабриках, повышающие гибкость оборудования и обеспечивающие наивысшие стандарты качества выполнения швейных операций, за развитую дилерскую и сервисную сеть, позволяющую во всем мире в кратчайшие сроки выполнять гарантийные обязательства производителя. Да, престиж фирмы стоит денег, много их идет на рекламные мероприятия, выставки и ярмарки. Например, стенды любой из крупных фирм-участников последней выставки IMB-2003 стоили в 2003 г. 125-150 тыс. евро. Однако, на рекламу тратится не более 10% бюджета фирмы, то есть в себестоимости машин менее 10% тратится на имя.
Заводская цена простых головок китайских швейных машин меньше 100 долларов, то есть в три раза ниже, чем на соседнем фирменном заводе. Благодаря чему это достигается? Да в Китае низкая оплата труда. Однако, в развивающихся странах в себестоимости продукции обрабатывающей промышленности доля оплаты труда не превышает 30%. На чем же еще экономят китайские производители швейных машин? Они экономят на материалах и технологии металлообработки. Используются материалы ненадлежащего качества, не выдерживаются режимы термической обработки или они не дают должного эффекта на «подверстачном» металле. Для получения требуемого класса точности обработки деталей при высокой производительности труда на современном производстве должны использоваться обрабатывающие центры и станки с ЧПУ. Это позволяет обеспечить изготовление ответственных деталей по 1-му классу точности. Есть ли они на китайском заводе, выпускавшем до недавнего времени грабли и лопаты?
Напомню, что в Советском Союзе в швейном машиностроении регламентировался 2-й класс точности изготовления деталей, потому что при существующем парке оборудования 1-й класс был просто недостижим. Это обстоятельство и было одной из причин явного проигрыша в качестве отечественных машин фирменным.
На большинстве китайских заводов выдерживается только 3-й класс точности. Примерно такое же положение и с чистотой обработки поверхности деталей. Таким образом, иного способа обеспечить сверхнизкие цены китайских машин кроме как за счет снижения их качества не существует."Остановимся только на двух показателях качества машин. Первый из них - качество строчки. Проложите на машине челночного стежка строчку контрастной ниткой по жесткой ткани, желательно сдублированной с клеевой прокладкой. На хорошей машине строчка должна быть идеально ровной, переплетение должно располагаться строго в середине полуфабриката, естественно, должны абсолютно отсутствовать выбросы и пропуски стежков, изменения в степени затяжки стежков, стягивание строчки. Испытайте в таких же условиях предлагаемую вам китайскую машину. Не на рыхлых, толстых тканях, а именно на жестких материалах. В лучшем случае стежки лягут «елочкой», то есть не в линию строчки, а под небольшим углом друг к другу. Возможна нестабильность строчки из-за недостаточно точного перемещения полуфабриката и другие дефекты. А теперь попробуйте проложить строчку по так называемым труднотранспортируемым материалам. Не возникло ли стягивание строчки и посадка одного из слоев полуфабриката?
Второй показатель - долговечность эксплуатации оборудования. Основная масса фирменного оборудования для швейных фабрик Советского Союза была закуплена в конце 1970-х - начале 1980-х годов. К настоящему времени многие виды оборудования эксплуатируются 20 и более лет. Данные о сроках эксплуатации китайских машин отсутствуют, потому что реальный опыт их наработки на отказ не превышает двух-трех лет. Известные нам отдельные факты по долговечности китайских машин говорят о том, что и предельные сроки их эксплуатации вряд ли превысят достигнутые к настоящему времени показатели.
Говорят, что «обман легко проглотить, но трудно прожевать». У вас не возникал вопрос, почему имеются сложности с поставкой запчастей к китайским промышленным швейным машинам? Спросите у любого поставщика этого оборудования, легко ли получить запчасти к их машинам? Без сомнения, вы получите уклончивый ответ. Казалось бы, нет ничего сложного в производстве запчастей, ведь они все равно изготовляются для производства машин. В чем же дело?
Оказывается, дело в том, что эти машины в запасных частях не нуждаются. Их все равно нельзя использовать, так как они невзаимозаменяемые.
Это следствие применяемой технологии изготовления китайских машин. Каждая из них подгоняется индивидуально. Замена каких-либо деталей может привести к полной неработоспособности оборудования. Это значит, что машины могут эксплуатироваться 1,5-3 года, после чего их выбрасывают и покупают новые.
Здесь, наверное, будет уместно рассмотреть пример из близкой, но все-таки другой области машиностроения. Знаете ли вы, что Китай находится на третьем (после Японии и Южной Кореи) месте в Азии по производству автомобилей? В прошлом году выпуск легковых автомобилей в Китае превысил суммарный их выпуск в России. В стране действуют, по сути, запретительные пошлины на ввоз иномарок. Вы слышали когда-либо об автомобилях китайского производства или, быть может, видели их на дорогах России? А ведь цены на эти машины в сравнении с японскими находятся в том же соотношении, что и на швейные машины. Почему же они не заполонили улицы российских городов? Потому что их качество не дотягивает до международных стандартов, а оно при ввозе автомобилей контролируется гораздо строже, чем качество швейных машин. И не надо говорить о наличии российских сертификатов соответствия на китайские машины. Эти сертификаты выданы на партию товара, ни одного сертификата производства вы не найдете. А документ на партию можно получить за 200-300 долларов в любом не слишком заботящемся о своей репутации сертифицирующем центре.
Более близкий и понятный пример - китайские швейные и трикотажные изделия, заполонившие наш рынок. Качество этой продукции в комментариях не нуждается. Да, попадаются отдельные изделия приемлемого качества, но большинство служит до первой стирки или чистки, а затем, как правило, выбрасывается, так как изменяется цвет, форма, расползаются швы, выявляются другие дефекты.
Мы умышленно не указываем в наших заметках ни фирмы, ни авторов, использующих сомнительные методы в рекламе машин китайского производства. Не сомневаемся, что они себя узнают. Наша задача - дать им понять, какое мнение о них складывается у специалистов в области швейного оборудования, а не у начинающих швейников, не имеющих достаточного опыта и знаний. Надеемся, что опубликование недостоверной информации и обман потенциальных покупателей все-таки прекратятся. Тем более что большинство из них одновременно являются поставщиками и оборудования известных машиностроительных фирм, о достоинствах которого авторы почему-то скромно умалчивают.
Рассмотрим несколько образцов «литературного творчества» таких фирм-поставщиков китайских машин. Машина «Виста» класса V-8500, по информации поставщика этих машин, стоит 10500 руб. Тогда как согласно их же утверждению, «самая ходовая машина - «прямострочка» V-8500 стоит значительно меньше пресловутой 1022М при несравнимо более высоком качестве». Оставим на совести авторов, выходцев с подольского завода, нелицеприятную характеристику их коллег из Орши. Однако обратим внимание, что цена машины 1022М в Москве составляет не более 7 500 рублей и ее трудно признать значительно большей, чем цену «китайца».
Как вы думаете, об оборудовании какого производителя идет речь, когда читаете такую характеристику краеобметочной машины: «в настоящее время не имеет конкурентов на нашем (российском) рынке»? Может быть, это сказано о машинах «Джуки» или «Пегас» - действительных лидеров мирового машиностроения в области краеобметочных машин? Или о машинах «Ямато», выпускаемых АОМЗ по лицензии и сочетающих в себе высокое качество и относительно низкие цены? Нет! Оказывается, речь идет о машинах серии GN33 фирмы «Типикал»!
Особенно трогательно читать об ажиотаже в продаже китайских машин - чуть ли не очереди: «контейнер продается в течение нескольких недель, от заказчиков отбоя нет, пора записываться, а то не достанется». Одна из фирм-продавцов, расположенная в Подольске, якобы провела испытания машин под маркой «Виста» в собственной сервисной мастерской и в заводской лаборатории. В Подольске при заводе имеется центр сертификации по испытаниям швейных машин ИЛ «Легмаш». Почему-то поставщик обратился не к ним, хотя они имеют все необходимые приборы, а провел испытания у себя, без всякой инструментальной базы, хотя замеры твердости поверхности и люфтов невозможны без специальных инструментов.
Если на машинах «Типикал», как утверждают поставщики, можно изготовить любое изделие - от меховых до бельевого трикотажа и даже мужского пиджака - с высоким уровнем качества, а цена таких машин в пять раз ниже, чем у ведущих фирм, то почему последние еще не закрылись? Примеры несуразностей в информации и рекламе можно продолжать до бесконечности.
Обратной стороной неуемного восхваления своих доморощенных машин является критика, а, вернее, клевета по отношению к солидным фирмам-изготовителям. Вы можете услышать, что данный класс оборудования «Пфафф» изготовлен в Малайзии (Китае, на Филиппинах), а партия этих машин поставлена из Турции (Эмиратов, Армении). Вы можете услышать, что фирма «Пфафф» разорена (обанкротилась, прекратила существование) и у вас будут серьезные проблемы с запчастями (комплектующими, сервисом, гарантийным ремонтом). На все эти вымыслы можно дать один ответ - мы поставили оборудование «Пфафф» и «Джуки» на многие десятки крупных предприятий и на сотни мелких. Мы не скрываем своих заказчиков, а, напротив, с гордостью говорим о них. Вы можете посетить их предприятия и услышать их отзывы. Задайте аналогичный вопрос поставщикам китайских машин: где можно увидеть их в работе, услышать о них мнение производственников? Ответ будет более чем невнятным.
На традиционных швейных фабриках почему-то и слышать не хотят о китайских машинах, и, наоборот, машины «Дюркопп», «Пфафф», «Джуки» эксплуатируются там более двух десятков лет, поддерживаются в работоспособном состоянии поставками запчастей, хотя они вдвое превзошли нормативные сроки службы. Даже в самом Китае на самых крупных фабриках, изготавливающих изделия достаточно добротного качества, применяют оборудование «Джуки» и «Бразер» в сочетании с полуавтоматами и интегрированными рабочими местами «Пфафф» и «Дюркопп».
В свете вышеизложенного напрашивается вопрос: можно ли покупать машины китайского производства? Да, можно. Однако вы должны отдавать себе отчет, что через 2-3 года их надо будет выкинуть, что на них можно шить только такие изделия, в которых качество не столь важно (например, рабочую одежду).
Да, качество китайских швейных машин год от года значительно улучшается и, что самое важное, растет оно гораздо быстрее, чем цены. И не случайно ведущие машиностроительные фирмы покупают заводы в Китае и постепенно переводят на них производство своих стандартных машин. Возможно, через пять-десять лет изменится в лучшую сторону ситуация и на китайских заводах. А пока будьте внимательны, с открытыми глазами подходите к выбору швейных машин для вашего производства, не давайте ввести себя в заблуждение."