Из серии архивных материалов Сергея Промохова
Прошедшая неделя моды в Москве была больше похожа на ярмарку мастеров, чем на реальный триумф Российских модельеров.
Вначале немного мировой истории. С 1890-х до 1960-х мелкий бизнес по производству модной одежды и аксессуаров постепенно превращался в массовое производство и становится индустрией, т.е. самостоятельным сектором экономики, включающим в себя производство, сбыт и потребление товаров. Большое значение имело разделение экономики моды на товары «от кутюр» и «прет-а-порте». Именно начало массового производства модных, быстро сменяющихся и требующих замены, не дожидаясь физического износа, вещей оказало мощное воздействие на экономику.
Индустрия моды росла во всём мире быстрыми темпами, обгоняя другие отрасли экономики. Этот рост создал высокий мультипликативный эффект, и дал мощный производству сырья (животного и растительного происхождения) и материалов, красителей, полиграфии и т.д. Модные вещи стали знаком принадлежности к определённой социальной группе, что способствовало повышению и поддержанию спроса на них. Именно это гарантировало дальнейший стабильный рост всех видов производств, так или иначе связанных с fashion индустрией.
Что продемонстрировала нам местная «модная неделя»?
Мы по уровню своего развития модной индустрии еще на старте – в конце ПОЗАПРОШЛОГО века. Причем, что самое интересное, стартуем мы в прямо противоположную сторону, в отличии от всего мира. У России всегда свой путь.
В то время, как все мировые марки одежды выбрали путь роста, основанный на масштабировании и массовом производстве, мы ПРОДОЛЖАНМ УЧИТЬ РЕМЕСЛЕНИКОВ ОСТАВАТЬСЯ РЕМЕСЛИНИКАМИ.
С таким подходам индустрию не построить!
10 000 домашних доменных печурок не заменят сталеплавильный комбинат (об этой Китайской попытке развития я уже писал ранее).
Количество никогда не перерастет в качество, в чем мы еще раз смогли убедиться, наблюдая развитие нашей модной индустрии.
Около 120 дизайнеров участвовало в «модных показах», где кутюр соседствовал с обыкновенной домашней и спортивной одеждой. Где обыкновенный мерч выдавался за шедевр, а модели талантливых дизайнеров терялись в многообразии обычной уличной одежды.
Самое большое разочарование это «В2В ШОУРУМ», где всем обещали Байеров, а пришли только реселлеры, хотя называли себя байерами.
Для справки: реселлеры – этим термином обозначают бизнесменов, которые покупают лимитированные предметы одежды и обуви у брендов и перепродают со своей наценкой. То есть, они работают на себя и модные дома их не любят. А байеры работают на крупные компании и с ними производители стараются завязать хорошие, долговременные отношения.
На маркете наши дизайнеры, увы тоже не блеснули. Но это уже добрая Российская традиция. Заказчик предъявляет к производителю (исполнителю) завышенные требования по качеству. Прямо иногда выносит мозг. А на выставочных стендах и маркете выставляет откровенный брак. Модный маркет продолжил эту традицию. И здесь дизайнеры отвечали так же как им отвечают производители (быстро научились плохому). ….. – «это мы просто торопились, очень сжатые сроки были. Вот телефон, звоните приезжайте к нам. У нас все изделия качества люкс!»
Деловая программа, как обычно не отличалась новизной. Было несколько интересных тем касающихся инноваций, но основная общая тема традиционно одна – «как из дизайнера сделать грамотного бизнесмена, работающего в условиях многозадачности».
Вот именно такой информационно-образовательный фон и загоняет нашу, еще не зародившуюся индустрию в сумрак hand made и ремеслиничества.
Дизайнер, это творческая единица в производственной компании. Это не бизнесмен, не экономист, не стратег и не гений, выстраивающий успешные экономические модели. Его труд ценен именно в плане творчества. В идеале, это должно быть творчество сплоченной группы дизайнеров. Тренды, цвета, стилистика, днк бренда, насмотренность, креативность и тд, а не дебет с кредитом и «где взять денег на новую коллекцию?»
Чтобы построить в России модную индустрию необходимы деньги инвесторов. И деньги не малые. Так и компании, которые будут влиять на развитие модной индустрии будут большими и плотно интегрированы в нашу экономику. И такой инвестор никогда не будет делать ставку на творчество единственного гениального дизайнера. А если и будет, то это родственные узы или что-либо подобное. Но в этом случае масштабирование подобного бизнеса быстро упрется в потолок продаж и навсегда останется местечковым.
И ЕСЛИ МЫ ХОТИМ РЕАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ, то подобные «модные недели» должны проводиться с другим посылом и для другой ЦА. И уж точно не надо смешивать в одном «котле» показы «от кутюр» наших заслуженных модельеров и «вечных стартаперов – местечковых дизайнеров».
Кутюрные показы, это для эстетического удовольствия, для понимания смыслов моды, для вдохновения, яркого примера и для отчета кутюрье о своем творческом потенциале и веры в будущее Российской моды.
Показы «вечно молодых» (в не зависимости, от возраста) дизайнеров это для бизнеса. И здесь важно понимать, что бизнес заключается не в продаже их «коллекций», а в оценке будущими инвесторами потенциала каждого конкретного дизайнера. А потом уже переговоры, набор команды из талантливых индивидуалов и только потом старт и развитие модного Российского бизнеса.
Дизайнер, это творческая единица, которая должна выдавать в рисунках и коцептах модный продукт. Как произвести и продать этот продукт, это не его забота. Для этого есть специально обученные люди, работающие в единой команде. И цель этой команды – извлекать прибыть из «модного продукта».
Кому нужен дизайнер-одиночка, находящийся в вечной операционке и мечущийся в поиске микро-инвестора. Бизнес, это бег на длинные дистанции. У одиночек выгорает потенциал за 2 – 3 коллекции и начинается «роман» с маркеплейсами ради куска хлеба и крыши над головой.
Исходя из этого, все подобные мероприятия необходимо проводить с другим посылом. Все это должно приобретать рамки экономического форума ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ, а не для участников-дизайнеров. А для того формата нужны совершенно другие компетенции от организаторов.
И эти цели не в освоении бюджета и красивой масштабной картинки. Цель – поиск и привлечение потенциальных инвесторов для «модного бизнеса».
В России десятки различных организаций, ассоциаций, союзов, национальных палат, клубов и прочей «нечести» озабоченной только одним – как заработать «бабла себе на карман». Им работа по привлечению инвесторов в зарождающуюся отрасль чужда. Это только помешает им «намывать себе баблишко». Вот какую-нибудь конференцию или слет организовать, это пожалуйста. Потрепаться не о чем, собрать всем знакомый круг спикеров и «крутануть старую шарманку» это всегда за – пышно и радостно, да и отчитаться есть за что.
А вот вести работу с потенциальными инвесторами, а потом отчитаться о своей работе количеством заключенных контрактов, на это ни ума, ни компетенций не хватает. Зато хватает ума выклянчить деньги у государства и просрать их под благовидным предлогом помощи малому бизнесу.
Опытные, но тупые и ленивые руководители, это сила России.
В нашей стране много талантов во всех отраслях и моде в том числе. Наши люди умеют создавать классные продукты, в широком понимании этого слова. Но вот производить и тиражировать этот «продукт» не умеют. То, что создано на коленке, это просто продукт, но не бизнес. Бизнес, это командная работа, а профессиональные команды стоят дорого. Талантливым одиночка такую команду не потянуть. Именно поэтому, они изначально плещутся в своем маленьком коллективчике энтузиастов, а потом все равно тонут. Нет денег – нет перспектив роста.
Многие любят говорить, что перспектив у нас нет, профессионалов нет, специалистов нет и тд. А я скажу вам – они есть. Только вот работы для них достойной нет. Именно поэтому они вынуждены распылять свои компетенции в работе с вечными стартаперами без какой-либо надежды на рост. Ну и конечно на обучение малограмотных (в части экономики и производства) дизайнеров, для поддержания своих штанов и уровня компетенций.
Зачем плотника учить слесарному делу если он работает пекарем?
Все те, кто в России зарабатывают реальные деньги на продаже одежды, дизайнерами себя не называют. Они тиражируют свой масмаркет в разных ценовых категориях и этим вполне довольны. Им не нужны показы и слава. Им нужны быстрые деньги от «быстрой» моды. И инвесторов для такого бизнеса найти гораздо проще. Бизнес модель купил (произвел) продал более понятна, чем продажа творческого продукта от дизайнера одиночки.
Много нишевых ТМ со своей ЦА, которые производят и продают адаптированные под своего клиента, копии с Европейских и Американских марок. Этот маленький бизнес тоже хорошо себя чувствует и потихоньку развивается на собственные оборотные средства. Десятки миллионов не стрижет, но свою стабильную маржу имеет. И на лавры Российского дизайна не претендует.
Малый бизнес он такой – или деньги или удовлетворение своих дизайнерских амбиций. Кто выбрал деньги, у того они есть.
Индустрию моды без инвесторов не запустить. И деньги для этого нужны большие. Для запуска и развития одного проекта, только на старте потребуется порядка 150 млн руб. и в течении 3-5 лет еще 300 – 400 млн. Ни какому одинокому дизайнеру это не потянуть.
По словам профессионалов, только в написание бизнес-плана для инвестора придется потратить от 500 до 1 млн руб. Ведь это не 10 страничек убого текста от энтузиастов. Это большая работа целой команды с исследованием рынка, анализом экономической ситуации и тд и тп. Так что для получения больших инвестиций придется вложиться самому еще до старта. Все это конечно мало реально для малого бизнеса.
А сейчас такое время, что затраты на маркетинг и организацию каналов продаж превышают затраты на создание и производство самого продукта. Распределяется примерно так:
- 10% на создание продукта
- 40% на материалы и производство
- 50% на маркетинг и продажи.
Со временем сумма затрат на производство и материалы будет расти, на рекламу и продвижение снижаться. Со временем, это через 2 – 3 года после старта.
И все это ради 50% получения ежегодной чистой прибыли через 3 – 5 лет после старта проекта. И еще надо помнить, что при росте оборота, прибыль будет снижаться. Но как высшая точка бизне-достижения, это стремление занять определенный % рынка в нескольких продуктовых нишах.
А вот венчурных инвесторов проекты легпрома мало интересуют. Венчуру нужен взрывной рос от инвестиций – Х10 – Х20. От продажи одежды таких цифр ждать не приходится. Здесь возможен только планомерный рост, завязанный на параллельное развитие производства и продаж.
Подводя итог всему написанному хочется верить, что в будущем все подобные мероприятия (Неделя моды) и прочие конференции, круглые столы и им подобные будут проводится не для пережевывания всех известных проблем, участниками рынка.
Все отраслевые мероприятия должны организовываться только с одной целью – привлечь инвесторов в отрасль!
Все проблемы нам и так известны. Но большинство проблем можно решить только с помощью денег. Не единичными подачками от государства, для разворовывания аффилированными союзами и ассоциациями, а с помощью богатых инвесторов из других бизнесов.
Заграница нам в этом уже не поможет. Пора начинать вкладывать в бизнес на своей территории. В отрасли ПОКА еще остались грамотные специалисты. Есть на кого опереться. Пройдет десяток другой лет и отрасль уже не поднять.
Но будем надеяться на лучшее.
Берегите себя и развивайте свой бизнес.
Сергей Промохов.
ProCapitalist.ru
Лето 2022. Июнь прощается с нами жаркими днями.