О конфликте – брак и деньги.
Как-то возникла жаркая дискуссия с коллегами на тему сложности отношений между заказчиками и подрядчиками, а также между работодателями и работниками в нашей швейной сфере.
Ответ кроется в одном предложении – низкий профессиональный уровень участников рынка.
Но давайте попробуем понять по какой причине происходят конфликтные ситуации между сторонами.
Работник – работодатель.
Как правило конфликт возникает на почве произведенного работником брака и отказа работодателя за этот брак работнику платить. Так же имеют место быть нарушение трудовой дисциплины работниками и реакция на это работодателем в виде денежного штрафа.
В этих двух случаях ситуация почти тупиковая.
Если вы договоре с работником пропишите все свои требования и размеры штрафов, то вряд ли найдете такого смельчака, кто это подпишет и выйдет на работу.
Если вы не занимаетесь обучением работников и не контролируйте их работу пооперационно, то брак неизбежен. А вслед за ним и конфликт.
Мастеров производственного обучения и мастеров ОТК (на межоперационку) может позволить себе производство минимум из 30 швей. И то, многие не хотят на это заморачиваться, вот от сюда и все конфликты.
Профсоюзы и адвокаты тут не помогут. Каждый ведет свой производственный бизнес так, как считает нужным. Поэтому свои риски всегда оплачивает сам. Правда некоторые пытаются переложить финансовое бремя рисков на плечи (кошелек) заказчиков, но это уже другая история. О ней речь пойдет ниже.
Заказчик – подрядчик (исполнитель).
Все та же основа конфликта – брак и деньги.
Как получить 80% брака при заказе и не вписаться в сроки?
1. Искать тех, кто сможет отшить СРОЧНО (сжатые сроки).
2. Искать минимальную цену за пошив.
3. Не увидеть в производственном образце технологическихсистемных ошибок.
4. Не ознакомиться с изделиями, изготовленными на этом производстве.
5. Увидеть работающее производства и НИЧЕГО не увидеть.
6. Плохо (не грамотно) составить ТЗ.
7. Привезти на производство ткань с большим количеством брака (со стока или купленную по низкой цене).
8. Привезти фурнитуру и комплектующие низкого качества и в не достаточном объеме.
9. Опоздать со сроками поставки ткани и комплектующих.
10. Вносить изменения после запуска изделия.
11. Провести переговоры о размещении заказа и не сделать, после них, правильных выводов.
12. Быть не в теме (швейное производство) и ждать ЧУДА.
Чудес на производстве не бывает. Белые и черные списки не помогут. Ниадекваты существуют по обе стороны «баррикады». Правых и виноватых искать бесполезно, если только действия участников сделки не попадают под уголовную или гражданскую ответственность. И это только при наличии договора.
Про договор.
Сколько видел договоров от заказчиков, всегда удивлялся. У подрядчика куча обязанностей и зон ответственности. У заказчика – только два пункта: поставить…. и оплатить….Все! И это в корне не верно. Такой подход порождает будущий конфликт. Договора необходимо составлять с равной обоюдной ответственностью. Тогда суды и адвокаты не понадобятся. Все можно будет решить в процессе переговоров. Ну и конечно, платежеспособность, каждой из сторон, очень важна. Это необходимо проверять перед заключением договора всеми доступными способами.
Я много лет работаю в качестве подрядчика. Отшиваем на своем производстве изделия для Российских брендов. И никаких глобальных конфликтов. Мы не идеальны в работе, но все можно решить, с заказчиком, мирным путем и денежной компенсацией.
Есть правда несколько правил, которые мы соблюдаем в отношении заказчиков. И это нам очень помогает.
1. Мы работаем только с лекалами заказчика.
2. Перед пошивом образца проверяем лекала заказчика на сопряжения.
3. Мы не работаем без подробного ТЗ и отшитого в нашем цехе образца.
4. Мы работаем только с теми заказчиками у которых уже есть опыт пошива в ДРУГИХ цехах.
5. Отбираем только платежеспособных заказчиков, имеющих стабильные продажи своей ТМ.
6. Работаем только с «регулярными» тканями и полотнами. Поэтому из женской одежды шьем только спорт.
7. Мы не торгуемся по цене нашей работы. ДА или НЕТ, все.
8. Мы не берем срочные заказы.
9. Мы всегда называем реальные сроки сдачи. На вопрос: «ну может получится побыстрей?», ответ всегда один – НЕ получится.
10. Мы не запускаем заказ в работу, при отсутствии полной комплектации.
11. Мы берем всегда тот объем заказа, который нам выгоден – ни больше ни меньше.
12. Никогда не переразмещаем полученный нами заказ. Все отшиваем сами и отвечаем за качество сами.
Из всего вышесказанного делаем вывод – суд, это крайняя мера, которая несет в себе убытки и репутационные издержки.
Профсоюз, это дело политическое. Это не про защиту частника, это более глобально. Это про большие деньги и политику. «Маленького человека» ни один профсоюз не защитит.
Необходимо каждому участнику рынка расти в профессиональном плане. Необходимо научиться на стадии переговоров определять «свой – чужой». Не гнаться за легкими деньгами. Научиться работать системно. Нанимать на работу (на ключевые позиции) только профессионалов. Учить рабочих мастерству и прививать навыки. Видеть в каждом заказчике или подрядчике партнера, а не кошелек, или возможность сэкономить.
Бизнес надо строить на доверии и контроле. Пацан сказал – пацан сделал, это не из прошлого, это залог нашего светлого будущего.
А для поднятия настроения, напомню вам старый анекдот.
- Знаешь, Иван, у нас с тобой отношения не складываются из-за того что я - этико-сенсорный экстраверт, а ты - интуитивно логический интроверт.
- Нет, Фёдор, это не так. Они у нас не складываются, потому что ты тупой мудак и денег мне должен с позапрошлого года...
Промохов Сергей.
ProCapitalist.ru