2016–2019 гг.
В 2016 году уже была опубликована статья «Швейники Дальнего Востока, вышедшие из тени» (http://www.roslegprom.ru/Go/ViewArticle/id=2591). Как изменилась ситуация за последние несколько лет с 2016 по 2019 год, вы узнаете из этой статьи, продолжающей данную тематику.
Но, прежде чем мы обратимся к цифрам, хотелось бы отметить, что со стороны российского бизнеса пострадавшего от западных государства после продолжительных санкций, внимание к Минпромторгу стало ощутимым и позитивным.
Мы можем наблюдать, что в 2017 году начала проводиться Российская неделя легкой промышленности – уникальное конгрессно-выставочное мероприятие включало в себя четыре одновременно проходящих международных отраслевых выставки с обширной деловой программой. В 2020 году событие повторится (данные до пандемии).
Сегодня действует государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», принятая Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 года, в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров».
Среди основных результатов реализации подпрограммы ожидаются создание и устойчивое развитие новых предприятий, имеющих мощный инновационный задел для повышения отраслевых темпов экономического роста, существенное снижение доли контрафакта на внутреннем рынке, обеспечение равных условий конкуренции, обеспечение спроса на качественные и доступные предложения российской продукции.
Однако, имея поддержку от государства, «расслабляться» предприятиям не приходится. Как и прежде, желательно продолжать держать руку на пульсе швейного рынка.
О намерениях вернуть в Россию свои производства заявляли одни из самых крупных марок одежды: «Твое» и «Gloria Jeans», следуя курсу государства по импортозамещению, а также, что для многих удивительно, попытки производить одежду в России коснулись и бренда «Zara».
Об этом писали много на просторах интернета. Однако на 2020 год найти информацию о размещении производств одежды этих крупных брендов в сети Интернет нам не удалось.
Сказать, что наши российские бренды, которые в течение двадцати последних лет размещались в Азии, возвратились, не представляется возможным. Печальным оставалась ситуация, когда производители нашего рынка и заказчики не знали о существовании друг друга, и еще печальнее то, что не были готовы к модернизации производства. Ведь современная одежда требует новых технологий.
После распада СССР и волны возрождения швейной промышленности в Дальневосточном регионе, десятилетие назад, когда на рынок зашли южно-корейские фабриканты, прошло примерно еще 15 лет.
Поэтому на 2016 год от многих фабрик остались лишь цеха, которые только условно можно назвать фабриками. Набрав в интернет-поисковике Google или Yandex «швейная фабрика в… (интересующий нас регион)» получим следующее (таблица 1).
ДВФО* |
2016 |
2019 |
Камчатка |
3 швейных предприятия |
3 швейных фабрики |
Сахалин |
1 швейная фабрика |
3 швейных фабрики |
Хабаровский край |
8 швейных предприятий
|
17 швейных фабрик |
Амурская область |
3 швейных фабрики; 3 цеха по пошиву |
10 швейных фабрик; 1 цех по пошиву
|
Чукотка |
|
4 швейных фабрики |
Приморский край |
10 швейных предприятий |
25 швейных фабрик |
Якутия (Республика Саха) |
4 швейных фабрики; 1 промкомбинат
|
5 швейных фабрик; 1 промкомбинат
|
ЕАО** |
4 швейных фабрики |
4 швейных фабрики |
Забайкальский край |
В 2016 году не входил в состав ДВФО* |
13 швейных фабрик; 1 цех по пошиву |
Таблица 1. Количество швейных предприятий на Дальнем Востоке
Примечания
*Дальневосточный федеральный округ
**Еврейская автономная область
Итак, очевидно, что на 2016 год количества швейных предприятий, представленных в сети Интернет, в разы меньше, чем в 2019 году.
По-нашему мнению, объяснить этот прирост возможно двумя причинами. Во-первых, открылись новые предприятия (информацию рекомендуем проверить в реестре государственной регистрации), а, во-вторых, опасение быть представленным в сети Интернет окончательно исчезло у тех, кто ранее не хотел «отсвечивать».
Ситуация в целом складывается хорошо, но могут появиться и другие вызовы перед легкой промышленностью страны.
К событиям произошедшим с индустрией моды во время пандемии обратимся в следующих публикациях.
Иван Федоров,
исследователь моды, публицист,
автор книг о моде,
организатор событий в сфере индустрии моды
Инстаграм @fedorov_ivan_vl
E-mail:
Рукопись передана в редакцию 06.07.2020