Коллеги, вот мы и вышли на финишную прямую уходящего года. И уже можно подводить итоги этого не простого года
Начну с себя.
Бизнес компании Прокапиталист заметно вырос в этом году.
Продажи оборудования в общем объеме остались на прежнем уровне (рынок России по продаже швейного, раскройного оборудования, и ВТО не растет уже несколько лет). При этом вырос средний чек и прибыль. Такая цель была поставлена, и она достигнута. Запустили несколько «швейных тем» под ключ. Фабрик не построили, но несколько линий по пошиву продукции, запустили. В будущем году будем двигаться в этом направлении и улучшать показатели по этим критериям.
Объемы швейного производства выросли более чем в два раза. Сказался эффект низкой базы. Рост за счет внутренних резервов и повышения производительности труда. Площадь и количество оборудования осталось прежним. Резервы для роста еще есть, будем работать в этом направлении.
Количество консультаций и поездок на производства с аудитом выросло почти в трое.
Сыграл эффект не здорового ажиотажа в швейной теме. Много людей зашло в швейку из других областей, а давно работающие фабрики вдруг вспомнили слово «эффективность».
Стратегия развития бизнеса на следующий год разработана. Будем ее придерживаться и попробуем развивать новые направления в наших темах.
А новый год начну с двухнедельных каникул. Что-то давно я не был в отпуске (целых два пандемийных года). Чтобы хорошо поработалось, надо хорошо отдохнуть.
А теперь, о Швейной России.
Наше правительство неожиданно вспомнило, что швейная отрасль в России есть. А как не вспомнить, солдат голым воевать не будет, да и требования к экипировке, за последние несколько лет, кардинально изменились. Так что все профильные швейные производства загружены «по гланды».
Но в эту сторону потянулись и не профильные. Но их обсуждать не буду. Скажу одно, это пи..ец. Хорошо, что в стране нет военного положения.
Многих из этих «новоявленных» пришлось бы расстрелять.
Рынок гражданской, или как сейчас принято говорить – МОДНОЙ одежды тоже оживился и стал расти. И на этом остановимся более подробно.
Розничный рынок одежды в России очень сильно изменился. Иностранные бренды стали покидать розничные площадки, а местные марки не смогли занять освободившиеся площади. Во всех ТЦ стал гулять ветерок разочарования. Вроде в магазинах одежка есть, а купить нечего. Отсутствие на одежде импортного лейбачка очень огорчало покупателей, что и стало причиной отказа от покупок.
Но рынок не терпит провалов и все внимание покупателей переключилось на маркетплейсы. А тут и производители возбудились не по-детски. Количество селеров выросло в разы. Народ уткнулся в свои телефоны и понеслось. Пункты выдачи товара стали открываться на каждой улице. Спрос породил предложение. В итоге мы все получили «Черкизон 4.0». Весело, если бы не было так грустно.
Бум открытия новых швейных производств, это фейк. Так как объем завозимого швейного оборудования не растет, то вновь открытые швейные производства, компенсируют закрытие старых.
Качество выпускаемых швейных изделий заметно снизилось. Борьба заказчиков за низкие цены дает свои плоды. Денег хочется всем, поэтому о потребителях думать некогда.
Если раньше остро стояла проблема с поиском и наймом швей, то в уходящем году на первое место вышла проблема с отсутствием среднего персонала – технологи, мастера, начальники участков и руководители производств. Их просто нет. И Средняя Азия нам в этом не поможет.
Отсутствие руководящего и инженерного персонала сильно изменило производственные показатели в сторону убытков. По моему мнению более 30% швейных предприятий убыточны. Поддерживает их на плаву только продажи СТМ. Именно по этой причине они не банкроты. Часть денег от продаж уходит на поддержание своего убыточного производства.
Но не взирая на все эти проблемы, появилось много ТМ приличного качества. Только отшивают эти изделия не фабрики, а небольшие мастерские, где трудятся 10 – 12 портных. От сюда, хорошее качество и неадекватная розничная цена.
Слухи о том, что у нас все дизайнеры, а шить некому сильно преувеличены. И уходящий год этому подтверждение. Все отшивают и продают «базу». Если попадаются изделия с намеком на дизайн, то одновременно в несколько десятков брендов, как под копирку. Рисковать продажами никто не хочет, проще стырить у соседа (дальнего или ближнего). Инстаграм им для этого и нужен.
Проблемы с логистикой сильно повлияли на качество тканей, из которых изготавливают Российскую одежду. Повлияли в сторону падения качества. Купить тряпку подешевле, сшить получше и продать дороже стало нормой. Все забыли, что за аббревиатурой ЦА, стоят живые люди. А избитая фраза «люди покупают не одежду, а впечатления» стало приобретать другой смысл. Это как вы выходите из своего шикарного мерседеса и наступаете в кучу дерьма. Создается впечатление, что лучше не выходить, а тем более за деньги.
И как это принято у нас в стране, все идут по пути лидеров нашей фешен-розницы. А лидеры (Дюжина историй), еще в марте заявили, что они теперь свой ширпотреб будут именовать «премиум» и цена будет соответствующая. Именно в эту историю все наши «бренды» и ломанулись. Они ломанулись а мы имеем, то что имеем.
Но ничего, дюти – фри в Дубае всегда открыт, для состоятельной публики.
Еще уходящий год всем запомнится массовой рекламой – НЕ ПЛАТИ НДС родному государству. Это я о поставках одежды из наших азиатских республик. Российских бизнес без серых и черных схем жить не может. Но вот так, чтобы это массово рекламировать, я такое не припомню даже из 90-х.
Ведь выгода из пошива в Узбекистане и Киргизии лежит именно в этих 20% НДС. Как всегда, Российская таможня, это самое прибыльное предприятие страны.
Но есть и обнадеживающие факторы нашей легпромовской жизни в уходящем году. Государство наконец вспомнило, что легпром в стране есть и пора в него вкладываться. Правда деньги тратит пока на контент – организация конференций, фестивалей, кластеров и обучающих программ.
Реальных денег пока мало, но надежды есть, что они появятся. Правда и бизнес не генерирует никаких масштабных идей для гос. вложений. Все только местечковое нытье про локальные тяготы отдельно взятых предпринимателей.
Еще трендом уходящего года стал «фешен-швейная Телега». Теперь все стремятся туда за информацией и рекламой. Гугл и Яндекс уже никому не интересен. Все свои вопросы народ задает своим коллегам в Телеге, чем превращает любой профильный канал в помойку.
Зачем изучать интересующую проблему самому, когда можно вынести мозг своим коллега, да еще с ними поспорит о том, чего сам не знаешь.
А в остальном, прекрасные коллеги, все хорошо, все хорошо.
Поздравляю всех с наступающим, Новым 2023 годом. Желаю всем успеха и процветания.
В новой реальности мы живем уже 10 месяц. Друзья, срок критический. Переношенные это хуже, чем не доношенные. Рынку нужны ваши идеи. Идеи в новой реальности. А значит и реализация их должна быть в новом ключе. Пора включить голову и серьезно задуматься о стратегии своего развития и направлениях роста.
Притормозите свой бессмысленный бег за ускользающими деньгами. Оглянитесь вокруг. Возможно ваше богатство лежит где-то рядом. Достаточно только сделать шаг в сторону и увидеть новые реалии нового времени.
Еще раз всех с наступающим Новым Годом. Здоровья и мирного неба над головой. А все остальное в ваших руках.
Сергей Промохов.
ProCapitalist.ru
До нового 2023г остался один день.