Нашумевшее исследование McKinsey
На протяжении многих лет швейное производство размещалось в азиатских странах с дешевой рабочей силой. В ближайшем будущем ситуация изменится, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Привычным делом стало явление пошива модной одежды от ведущих европейских брендов вовсе не в тех странах, где ее разрабатывают. Производственные процессы часто переносятся в азиатские страны, главным образом в Китай. Также функционируют производственные предприятия данной отрасли в Бангладеш, Вьетнаме, Мьянме и других государствах с дешевой рабочей силой. Именно в эти страны к концу 20 века успешно переместилась основная часть мощностей текстильной и швейной промышленности, которая на протяжении столетий была основой европейской экономики.
До недавнего времени казалось, что дороги назад нет. Однако сегодняшние события показывают, что процесс может пойти в обратном направлении. На новом витке экономического и технологического развития швейные изделия, выпущенные в Китае, успешно конкурируют с европейской продукцией или товарами, произведенными в непосредственной близости к границам Европы. Этот тренд, который все более отчетливо наблюдается в США, стал объектом исследования международной консалтинговой компании McKinsey.
Китайская рабочая сила больше не считается дешевой
Над исследованием работала группа из 6 специалистов разного профиля, сотрудников отделений McKinsey во Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, Стокгольме и Кливленде.
Оценив ситуацию, аналитики определили несколько причин нарастающего тренда:
- рабочая сила в Китае перестала быть доступной. Условные джинсы, сшитые в Турции, обходятся европейскому импортеру на 3 процента дешевле, чем выпущенные в Китае. При этом учитываются затраты на производство, транспортировку и растаможивание. Важную роль играет то, что таможенные услуги в случае Турции обходятся дешевле за счет членства государства в таможенном союзе с Евросоюзом;
- Один из авторов исследования Карл-Хендрик Магнус отметил, что производство отдельных простых в изготовлении предметов одежды уже сейчас можно возвращать в Европу или Северную Америку. Дело в том, что американскому импортеру джинсы из Мексики обходятся на 12 процентов дешевле китайских;
- резкое сокращение сроков доставки, что является главной причиной отказа от производства на китайской территории. За счет снижения сроков доставки местные производители модной одежды имеют возможность намного быстрее реагировать на новые тренды и приспосабливать к запросам покупателей свои коллекции.
По данным исследования, для доставки швейного изделия из стран Юго-Восточной Азии в государства Запада с помощью морского транспорта нужно около 4 недель. Из Турции в Германию продукцию можно в грузовом автотранспорте доставить за 3-6 дней, транспортировка из Мексики в США занимает всего 2 дня.
Глава отдела фэшн-индустрии в McKinsey Ахим Берг объясняет, что на сегодняшний день возможность быстро реагировать на любые капризы моды является одним из главных условий сохранения конкурентоспособности. По словам эксперта, времена, когда потребители могли по полгода ждать модную вещь, давно прошли. Сейчас производители модной одежды нуждаются в гибких структурах, чтобы иметь возможность отреагировать на возникающие в Instagram тренды и избежать таким образом затоваривания складов.
Большинство опрошенных в ходе исследования 188 топ-менеджеров предприятий фэшн-индустрии полагают, что до 2025 года в отрасли произойдет коренной перелом в сторону ниаршоринга (перенос бизнес-процессов в страны, расположенные в географической близости от заказчика). Опираясь на результаты опроса, аналитики приходят к выводу, что от возвращения швейного производства из азиатских стран ближе к европейскому рынку выиграют несколько стран.
Выгодоприобретателями выступают Турция, Марокко и Тунис, непосредственно в Европе производство может располагаться в Великобритании, Португалии и Македонии. Для американского рынка одежду могут шить Мексика, Гватемала, Гаити, Гондурас, Сальвадор сами американцы. Потенциальным регионом активного развития ниаршоринга авторы исследования называют также Восточную Европу, включая Украину и Беларусь.
В то же время, аналитики констатируют, что в данном регионе производственные мощности слишком фрагментированные, особенно с учетом гигантских фабрик в Китае. Кроме того, в восточной части Европы серьезным колебаниям подвержены качество продукции и даже производительность труда.
Дополнительно ускоряет процесс возвращения швейного производства из азиатского региона также активно набирающая обороты автоматизация процесса. В исследовании McKinsey анализом этого аспекта занимались специалисты Рейнско-Вестфальской высшей технической школы в Ахене и ахенского «Центра цифровых возможностей».
Открытый в прошлом году центр пропагандирует и наглядно демонстрирует предпринимателям возможности автоматизации, компьютеризации и роботизации процессов производства. По автоматизации швейная промышленность пока лидером не является, но в скором времени и эту отрасль охватит «четвертая промышленная революция».
По словам экспертов, в ближайшие 10 лет автоматизация позволит сэкономить около 40 процентов рабочего времени при выпуске сложных видов одежды. В производстве простых видов одежды прогнозируется экономия до 70 процентов времени, что заметно снизит издержки производства. Этот фактор станет дополнительным стимулом для возвращения в развитые страны швейного производства.
Источник: www.profi-forex.org