Сколько стоит мировой рынок масок сегодня? Кто его лидеры? Почему Дэн Боуден не участвует в гонке масок?
В январе 2020 года на Международной выставке потребительской электроники (CES) в Лас-Вегасе на уроженца Новой Зеландии Дэна Боудена оборачивались.
К его носу и нижней части челюсти была приделана огромная прозрачная штуковина, похожая одновременно на корпус от пылесоса, ящик для овощей из холодильника, очки для сноубордистов и винтажные брекеты — внеротовой аппарат для исправления прикуса, как у Вилли Вонки в фильме «Чарли и шоколадная фабрика».
CES — культовое отраслевое мероприятие, проходящее каждый год начиная с 1967-го.
Здесь собираются все сливки технологических и инновационных компаний, стартапы и оголтелые изобретатели. Здесь презентовали первый домашний видеомагнитофон, CD-, DVD- и Blu-Ray-диски, видеокамеры, плазменные панели, XBOX, первые в мире изогнутые и сгибающиеся телевизоры. Если хочешь запустить массовый потребительский продукт, ты обязан засветиться на CES: это пропуск к покупателю и мировым медиа.
В интервью для Associated Press улыбчивый Дэн Боуден, стоя в майке Comme des Garçons и с массивным устройством на лице, объяснял: это The Athmos, персональное приспособление для очистки воздуха.
«Оно предназначено для всех, кто умирает по всему миру от загрязнения воздуха, будь то житель Сиднея, страдающий от дыма лесных пожаров, или житель Сеула, который не может отвезти дочь погулять в парк, потому что воздух грязный»,
— немного сбиваясь, рассказывал Дэн.
Он верит, что человек будущего не сможет обойтись без приспособления, очищающего воздух, и с 2016 года его бруклинская компания Ao Air пытается запустить свой продукт в массовое производство.
И, стоя в начале января посреди Las Vegas Convention Center, он не мог и подумать, что всего через два месяца будет объявлена пандемия коронавирусной инфекции, компании со всех концов света бросятся делать медицинские маски разнообразных фасонов и расцветок, люди станут скупать даже совершенно бесполезные маски из чистого шёлка за сотни евро, но сам Дэн эту гонку пропустит.
По данным Market Study Report, сегодня рынок масок оценивается в 4,5 миллиарда долларов и к 2026 году вырастет в пять раз — до 21,2 миллиарда.
Сегодня главные лидеры в этой сфере:
- американская химическая корпорация 3М;
- промышленная Honeywell;
- японская KOWA и немецкий изготовитель защитных средств для промышленных фабрик и спортсменов UVEX.
Видов и типов масок много, нужны они в основном для работы на опасных производствах и врачам.
И хотя Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ещё 11 лет назад сообщала, что ношение маски не особенно помогает в профилактике инфекций, их всегда скупали, чтобы предостеречься от заболеваний и вирусов, и каждая вспышка гриппа выгребала аптеки подчистую. Ну и конечно, маски покупают жители мегаполисов (преимущественно азиатских), задыхающихся во вредных выбросах и смоге.
По данным ВОЗ, грязный воздух каждый год становится причиной преждевременной смерти семи миллионов человек. Треть этих смертей приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В Китае, сообщает исследование Китайского университета Гонконга, грязный воздух приводит к миллиону преждевременных смертей ежегодно: здесь так сильно загрязнен воздух, что даже солнечные батареи не могут толком работать, потому что солнечные лучи просто не пробиваются через толщу ядовитых отходов.
За последние пару месяцев на производство защитных масок перешли сотни крупных и независимых брендов и марок по всей планете. Dior перепрофилировал свой завод в Редоне, Бретань, выпускающий линию детской одежды, и стал шить фирменные медицинские маски для французских врачей, а коллектив решил работать на добровольной основе, чтобы продемонстрировать солидарность с врачами. Gucci, Balenciaga и Saint Laurent тоже теперь делают маски на своих мануфактурах, а Prada взялись создать 80 тысяч защитных комбинезонов и 110 тысяч масок для медицинского персонала. В России тем же путём пошли многие производители самых разных направлений.
Американский Forbes собрал список из 30+ компаний, которые переключились на создание масок: авторы крафтового макраме и калифорнийские сёрферы-модники, дизайнеры нежных и лёгких платьев. Есть даже маски, сделанные из искусственной (веганской!) кожи питона (Что? Да!).
Конечно, маски в моде появились не сегодня, но раньше были скорее диковинным аксессуаром или создавались специально под азиатский рынок. В Италии, третьей стране по уровню заболевания коронавирусом, в феврале раскупили все маски от Fendi, сделанные из 100-процентного шёлка и стоящие 200 евро, которые были в продаже несколько лет и не пользовались особенным спросом.
«Это вполне модный предмет, особенно в Азии, для защиты от смога. Сейчас их раскупили в связи со вспышкой коронавируса, но они совершенно не защищают от него»,
— цитирует ТАСС слова представителя марки.
Fashion-дизайнеры вообще давно смотрят на изменение окружающей среды, опасаются вспышек эпидемий, чувствуют перемены и предлагают свои решения. Например, в 2018 году амстердамский модельер Ева Сонневельд вместе с Клодин Пьетерс из Технического университета Эйндховена разработала концепцию свитера под названием Survival Constructions. В свитер был встроен микрочип, который отслеживал уровень загрязнения воздуха, подавал сигнал, если воздух грязный, и тогда покрытая термочувствительной краской ткань нагревалась — и свитер менял цвет. Плюс к этому художница связала 50-метровую верёвку и приделала её к свитеру — потому что никогда не знаешь, где тебя застигнет фатум.
В 2018 году некоторые компании экспериментировали и производили одежду, которая реагирует и сообщает о загрязнении воды, воздуха и даже помогает нейтрализовать нервно-паралитический газ. Историки моды уже гадают, как именно коронавирус и пандемия изменят мировую моду и как люди будут одеваться, когда выйдут из карантина. Пока прогнозы у экспертов очень абстрактные — хотя они уже сравнивают пандемию с Первой и Второй мировыми войнами, говорят, что длиться всё будет не так долго (хотя это как раз сомнительно), поэтому главное, что станет с одеждой, это смерть строгого офисного дресс-кода и торжественное восхождение удобной и комфортной домашней одежды.
Ну и, конечно же, маски — они никуда не денутся, и fashion-индустрии ещё предстоит их отрефлексировать и переосмыслить.
Именно с помощью уличной и высокой моды Дэн Боуден хотел захватить мир и продвинуть свою маску The Athmos. Как? Во-первых, сам внешний вид приспособления — футуристический, обтекаемый, сделанный таким образом, чтобы уничтожить необходимость носить маски или респираторы, закрывающие лицо.
«Проблема в том, что технология респираторов с 1960-х годов практически не изменилась. Мы же полностью пересматриваем, как вообще люди защищены.
Мы называем это protective facewear. У людей есть footwear (обувь), есть eyewear (очки), теперь у вас будет и facewear.
Сложность в том, что наши инженеры должны были не только создать защитную технологию, но и оставить заметным самую ценную, самую характерную часть человеческого тела — лицо»,
— говорит Дэн Боуден.
Технология The Athmos создаёт «очищенный воздушный карман» вокруг рта и носа, поэтому маска не прилегает плотно к лицу, как респиратор, и выглядит аутентично. Во-вторых, с помощью модных фотосессий, участия в показах и коллабораций с художниками Дэн надеялся пробраться в мейнстрим. Он исходил из того, что людей ещё нужно убедить маску на себя вообще надеть.
Это его давняя мечта, Дэн много лет готовился к этому моменту, изучал нишу и верил, но эту гонку он проигрывает: после CES он открыл и почти сразу же закрыл предзаказ своих устройств (350 долларов за штуку), отгружать их начнёт только в июле и совсем небольшой партией.
Facebook его организации перестал обновляться ещё зимой, и даже на комментарии жителей Гонконга, умоляющих выслать им маску для тестирования в условиях смога и коронавируса, компания Дэна отвечала: но наша маска вам никак не поможет от коронавируса, мы ещё не успели заняться подобными проблемами.
И хотя ни одна компания не может сказать, что их продукция стопроцентно убережёт человека от болезни, спрос растёт взрывными темпами, и выиграют самые отбитые и расторопные.
Источник: Batenka.ru